Радиостанция Культура, 17.4.2007
Награждение Олега Чухонцева национальной премией «Поэт» не стало неожиданностью. Его прогнозировали и ждали. Об этом пишут сегодня все журналисты печатных изданий.
«Сегодня едва ли кто-то в большей степени имеет право претендовать на звание Первого поэта, нежели Олег Чухонцев», — подчеркивает Павел Басинский из «Российской газеты». С ними солидарны и обозреватели других изданий. Газеты читала Анна Самусенко.
«Когда первым лауреатом премии в 2005 году стал Александр Кушнер, то все сказали, что Анатолий Чубайс решил официально дать денег любимому поэту, — пишет Софья Широкова в небольшой заметке на страницах «Известий». — Когда в 2006 году ее вручили Олесе Николаевой, первой реакцией было недоумение, и многие сошлись во мнении, что это имя возникло как результат компромисса. На сей раз имя победителя не вызвало вопросов ни у кого».
Выбор жюри Майя Кучерская из «Ведомостей» называет «безупречным». А Павел Басинский из «Российской газеты» признает его «безукоризненно правильным».
«Авторитетное имя Олега Чухонцева за последние годы украсило уже немало всевозможных премиальных списков, — пишет обозреватель «Коммерсанта» Лиза Новикова. — Его не обходят и ежегодными журнальными премиями».
«О том, что Олег Чухонцев, поэт почти с полувековым «стажем» и уже отмеченный многими наградами должен получить «Поэта», — замечает журналист «Новых Известий», — говорили еще при создании премии».
При этом корреспондент «Новых Известий» выделяет такую особенность поэта. Хотя новый лауреат относится к поколению шестидесятников, чтением стихов с эстрады он не увлекался, да и сейчас продолжает подчеркнуто держаться особняком, при этом пользуется в литературной среде огромным уважением. «Интонационно его стихи — очень тихие, — пишет Майя Кучерская. — Страдание и боль в них присутствуют словно бы тайно». Но они примиряют почвенников и западников, эстетов и поклонников сюжетной поэзии.
«Впрочем, — утверждает Лиза Новикова из «Коммерсанта», — его путь «аутсайдера» рано или поздно был обречен на то, чтобы стать магистральным». Сегодня это очевидно, и, казалось бы, то, что «Чухонцев напоминает об истинном призвании поэта», не подлежит сомнению.
Но этого (такой формулировки), как полагает Майя Кучерская, недостаточно. «Жаль только, — пишет она на страницах «Ведомостей», — что судьи не дали себе труда быть более доказательными». Не удосужились аргументировать свой выбор не обтекаемыми словами «это имя нельзя не знать», а точными и ясными. На такой «промах» жюри особенно важно обратить внимание, поскольку одна из главных задач организаторов премии — привлечь общественное внимание к современной поэзии. Пояснения необходимы — особенно непосвященным. «Сопроводить свой выбор отточенной формулировкой было бы совсем не лишним», — считает обозреватель «Ведомостей» и надеется, что тишина, обступившая героя сегодняшнего дня, разрешится и заполнится на торжественной церемонии награждения, которая состоится 24 мая.
«Реальным популяризатором поэзии» премия, конечно, не является. С этим согласна и журналист «Новых Известий». Поэзия, в полном соответствии с запросами времени, становится все более медийной. Сегодня ей уже нужен не слушатель, а зритель. Да и, к тому же, поэзия не столь востребована сейчас.
В этом смысле и премии «Поэт» предрекали социальную невостребованность. Однако пока «Поэт», хотя и является скорее литературной тусовкой, нежели «популяризатором поэзии», как подчеркивает журналист «Новых Известий», привлекает к себе внимание хотя бы суммой приза (50 тыс. долларов). Видимо, другого способа привлечь к предмету у современной цивилизации нет. Однако и за него нужно сказать «спасибо».
|